Чтение – одно из самых доступных, популярных, (несмотря на апокалиптические прогнозы), и увлекательных развлечений. А возможность обсудить прочитанную книгу с друзьями, коллегами и единомышленниками- двойное удовольствие.
В компании UTS решили, что оказывать себе в таком – грех, и создали Книжный клуб. Ежемесячно все желающие собираются в одной из переговорных, запасаются вкусной едой, (закон про хлеб и зрелища никто не отменял), и обсуждают новинки деловой литературы.
В минувшую пятницу прошла очередная, уже четвертая встреча клуба. Здесь, как и в любом клубе, есть свои правила. Самое главное – живое общение, вопросы и активное обсуждение только приветствуется. А спикером может стать любой сотрудник компании, главное, заранее отправить заявку в отдел маркетинга. Помимо прочего, это дает отличный опыт публичных выступлений и навыки подготовки презентаций.
На этот раз первым выступал директор департамента маркетинг UTS Group Владимир Дёмин с рассказом про книгу Дэниела Койла «Культурный код», где раскрываются «секреты чрезвычайно успешных групп и организаций». Секреты, на самом деле, просты и понятны, однако, как это часто бывает, почему-то редко применяемы.
Первый и самый важный секрет построения успешной команды – обеспечение безопасности. Не в том смысле, что везде камеры и ни шагу сторону. «Хороший коллектив – это место, где чувствуешь себя свободным. Где тебя не отвергнут, не осудят, не засмеют и не подставят. Где можно высказать любую идею и это примут с уважением», - сказал Владимир Дёмин. Он поделился лайфхаками, как этот принцип реализовать в работе. Нужно дать понять людям, что вы их слушаете и слышите, не «убивать» за плохие новости, не скупиться на благодарности, избавляться от «паршивых овец» и быть придирчивым, нанимая людей («личные качества во многом важнее профессиональных»), искать и продвигать недооцененных людей, и поощрять веселье.
Второй секрет – делиться уязвимостью. Да, руководитель – это не божество на Олимпе. Он обязан быть вместе с командой в любой ситуации, а не только в случае победы. Нужно сделать так, чтобы люди не боялись признать ошибку и дать им на нее право. Проще всего это сделать личным примером. Руководитель должен сообщать неприятные новости лично и принять возможный удар на себя. Редкое, к сожалению, но важное качество (или, если хотите, обязанность) руководителя - отделять оценку результатов деятельности по конкретному проекту от профессионального развития сотрудника. Да, и иногда лидеру стоит исчезнуть, чтобы дать команде возможность самоорганизоваться.
А третий секрет – в установлении целей и ценностей компании. Причем таким образом, чтобы это знали, понимали и разделяли все сотрудники, вне зависимости от масштабов бизнеса. А для этого нужно обозначить приоритеты, обучить людей, а еще создать традиции и артефакты. Чтобы каждый, приходящий в компанию или попадающий в головной офис смотрел на что-то, напоминающее об успехе и достижениях компании. Речь не о наградах или дипломах. Например, провели ультра-сложное, нервное, масштабное, очень важное мероприятие, скажем в Париже. И вот в офисе может появиться Эйфелева башня (в любом виде) как символ того, что «мы сделали это», а значит, нам все по плечу.
Второй книгочей, CEO агентства стратегического маркетинга Fanatik Антон Аверьянов, рассказал о весьма неоднозначной книге «Морская звезда и паук. Неудержимая сила организаций без лидеров» Ори Брафмана и Рода А. Бекстрема. Речь в ней идет о том, что холакратическая, то есть горизонтальная система управления компанией гораздо лучше, чем привычная вертикаль. Речь идет о компаниях, которые были созданы неким харизматиком, катализатором процесса, а дальше прекрасно живут и развиваются без него. Там нет иерархии и четкого подчинения, все самоорганизуются для решения тех или иных задач. И сами собой возникают правила жизни и работы. В качестве примера в книге приводится Wikipedia, Craigslist и другие.
Своим странным названием книга обязана метафорам авторов. «Если вы оторвете голову пауку, он умрет; но если вы отрежете щупальце морской звезде, она отрастит новое, а отрезанное щупальце может вырасти в новую морскую звезду», - говорится в аннотации к книге. Они считают, что мир изменился настолько, что пришло время компаний-морских звёзд. Что весьма спорно, согласитесь. Достаточно взглянуть на список самых успешных и прибыльных компаний, чтобы понять, что привычная вертикальная система вполне себе работает. Несмотря на всю свою спорность и категоричность, книга заставляет задуматься. Вполне вероятно, что такая модель управления приживется там, где нет высокой конкуренции и не надо бороться за выживание.
Александра Загер