В середине ноября в Москве прошел 16-й международный форум «Крылья будущего», на котором профессионалы отрасли обсудили планы развития авиационного транспорта страны на ближайшие годы и оценили его более дальние перспективы.
В этом году форум посетило более 650 участников, среди которых топ-менеджмент ведущих мировых авиационных производителей, авиакомпаний, аэропортов, компаний отрасли путешествий, провайдеров услуг и разработчиков IT-решений, а также независимых экспертов отрасли и представителей государственных органов власти.
Сквозной темой двух дней форума стало внедрение передовых технологий в авиационной отрасли, начиная с производства самолетов и заканчивая взаимодействием с клиентами и дистрибуцией авиабилетов.
Первый день форума экономист Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Кристина Матоулкова представила прогноз развития авиаперевозок в Восточной Европе и Центральной Азии до 2037 года. По ее словам, мировой спрос на авиаперевозки удвоится и достигнет 7 млрд пассажиров в год, а с учетом трансферных пассажиров – до 8,2 млрд. Хотя рост спроса в Европе ожидается на уровне около 2% в год, развивающиеся страны региона покажут динамику в 3%. Ожидается, что Россия и Турция станут крупнейшими рынками пассажирских авиаперевозок в Восточной Европе и Центральной Азии. Кристина Матоулкова отметила, что такой прогноз возможен при сохранении современных экономических и политических условий.
Жюльен Франьятт, глава Airbus в России, рассказал о вызовах современности и возможностях, которые они несут для авиапроизводителей. По его словам, цифровизация лежит не только в основе текущей волны изменений в авиастроении, но и в преобразовании опыта пассажира, который активнее пользуется цифровыми технологиями и становится все более требовательным к уровню комфорта. Он рассказал о ключевых технологиях, внедряемых компанией в производство воздушных судов.
«Четвертая промышленная революция меняет мир авиации и авиаперелетов. Цифровизация, 3D-печать, роботы и дополненная реальность становятся неотъемлемой частью работы авиастроительной корпорации. Вот уже многие годы Airbus использует плоды промышленной революции и внедряет «умные технологии» не только в сферы проектирования, производства и эксплуатации воздушных судов, но и для создания более комфортной среды для пассажиров», – отметил Жюльен Франьятт. В конце своего выступления глава Airbus в России представил концепт самолета будущего, который наглядно демонстрирует свежие идеи и ультрасовременные технологии авиастроения.
Также в первый день форума компания Airbus представила свой прогноз развития авиаперевозок в России и СНГ.
О том, как меняется индустрия путешествий, дистрибуция авиационного контента и взаимодействие между всеми игроками индустрии в свете новых технологий, рассказала Светлана Панкова, старший коммерческий менеджер Travelport. Так, компания Travelport стала первой ГДС, получившей сертификацию Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), как агрегатор 3 уровня в рамках проекта по созданию нового стандарта дистрибуции (NDC) для гражданской авиации. Сейчас идет активное тестирование нового стандарта передачи данных с пилотными участниками. Однако стоит отметить, что всем участникам – авиакомпаниям, ГДС и агентам - понадобится время, чтобы довести эти проекты до полного внедрения и найти приемлемую коммерческую модель.
Второй день конференции, который открыл заместитель министра транспорта Александр Юрчик, был посвящен актуальным проблемам и вызовам российского авиационного рынка. Особое внимание было уделено обсуждению перспективных в нынешних условиях бизнес-моделей и вопросам реструктуризации маршрутной сети авиаперевозок.
Эксперты компании Infomost Consulting, изучив исследования рынка, опубликованные Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА), ведущими самолетостроительными концернами мира – Airbus, Boeing, ОАК – представили свое видение основных трендов развития отрасли авиаперевозок.
Несмотря на турбулентные условия последних нескольких лет, мировая авиация добилась небывалых высот: по результатам 2018 года совокупная прибыль мировых авиакомпаний вырастет до $33,8 млрд на фоне самого большого оборота за всю историю гражданской авиации.
Услугами воздушного транспорта в 2018 году воспользуются 4,1 млрд пассажиров. В дальнейшем средний ежегодный рост может составить 3,5%, что приведет к удвоению пассажиропотока через 20 лет. На долю российских авиакомпаний в 2037 году придется от 175 до 250 млн пассажиров.
Основным драйвером роста станет увеличение доли среднего класса с 40% до 55% от общего населения мира. Повышение среднего возраста активного населения выступает дополнительным фактором, влияющим на мировой спрос на авиаперевозки.
Нарастает противоречие между желанием авиакомпаний и аэропортов повысить удельный доход от своих активов и стремлением пассажиров получить более качественную услугу по разумной цене. Этот конфликт интересов подтолкнет к развитию инфраструктуры, применению инновационных технологий для персонализации услуг бизнеса.
В авиационной индустрии практически во всех сферах деятельности получат широкое распространение новые технологии и решения: NDC, блокчейн-транзации, радиочастотное маркирование и многие другие.
Благоприятный сценарий развития авиаперевозок подвержен многочисленным рискам. Даже существующий уровень протекционизма, политической напряженности и военных конфликтов рассматривается в качестве неприемлемого в среднесрочной перспективе. Существенно повлиять на темпы развития рынка смогут доступность углеводородного топлива, вопросы, связанные с кибербезопасностью и экологией, а также противоречия между стремлением к свободному глобальному обмену данными и тенденцией к защите персональной информации и др.
«Стремительное развитие отрасли авиаперевозок, огромное количество новых и эффективных IT-решений, развитие технологий блокчейна, – всё это происходит на фоне уверенного роста пассажиропотока в России и в мире. К 2037 году отрасль воздушного транспорта не только удвоит объемы перевозок, но и выйдет на качественно новый уровень обслуживания пассажиров. Какие шаги предпринять сейчас, чтобы обеспечить устойчивое развитие авиакомпании и эффективность ее бизнес-модели в дальнейшем? Наша задача на форуме «Крылья будущего» – не только обсудить краткосрочные перспективы авиационной отрасли, но и постараться увидеть, в каком направлении будет эволюционировать сама услуга авиапутешествий», – отметил Борис Рыбак, генеральный директор агентства Infomost Consulting.
Эксперты Infomost Consulting также более детально описали ближне- и среднесрочные тенденции для основных участников рынка воздушного транспорта:
- авиапассажиры требуют персонализации услуг на фоне повышения их качества и снижения времени путешествия;
- авиакомпании будут испытывать растущее давление со стороны альтернативных видов транспорта (высокоскоростные поезда, а в более далекой перспективе – гиперлуп-перевозки) и систем связи (развитие технологий виртуальной и дополненной реальности может в значительной степени снизить необходимость в деловых поездках);
- аэропорты столкнутся с необходимостью кардинальной цифровизации и на этой основе – пересмотра всех технологических операций по обслуживанию пассажиров.
Перечисленные тренды развития воздушного транспорта имеют высокую вероятность реализации с одной оговоркой: они базируются на сохранении и развитии используемых в настоящее время в воздушном транспорте подходов и бизнес-моделей. Современный опыт других отраслей показывает, что революционные бизнес-идеи способны смести любые устоявшиеся барьеры.
Фотография и данные исследований предоставлены оргкомитетом.