Наследием прошедшего в прошлом году в России чемпионата мира по футболу можно назвать не только инфраструктуру, но и то впечатление, которое произвела страна на гостей мероприятия. Чемпионат позволил показать разные регионы России, в буквальном смысле открыть страну для туристов и сейчас крайне важно подхватить эту волну и развить успех.
Собственно этой теме и была посвящена ежегодная конференция газеты «Ведомости», она так и называлась «Туризм в России: развивая успех».
Развитие туризма в целом, как правило, способствует и повышению привлекательности регионов как MICE-направлений.
На первой сессии участники и спикеры обсуждали жизнь после чемпионата. А именно - результаты работы и новые стратегии по утверждению России на мировой туристической карте. Спикерами здесь выступили преимущественно руководители отрасли - Сергей Галкин, заместитель министра, Министерство экономического развития РФ; Зарина Догузова, руководитель, Федеральное агентство по туризму (Ростуризм); Михаил Дегтярев, председатель комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, Государственная Дума ФС РФ; Андрей Ермак, министр, министерство по культуре и туризму Калининградской области; Вадим Мамонтов, генеральный директор, RussiaDiscovery; Вадим Прасов, вице-президент, Федерация рестораторов и отельеров России; Екатерина Проничева, председатель, Комитет по туризму города Москвы; Игорь Фомин, заместитель председателя комитета по социальной политике, Совет Федерации ФС РФ.
В частности, говоря о среднесрочных целях, Сергей Галкин отметил, что сейчас перед отраслью стоит задача увеличить вклад в ВВП до 6%, а также обеспечить рост турпотока по всей стране, рост государственных и частных инвестиций в турпродукты и выведение страны в топ-10 дестинаций по версии UNWTO.
По словам Сергея Галкина, сейчас нужно сфокусировать ресурсы на ключевых проектах. А для этого - сформировать запросы в регионы, чтобы понять, что и как развивать. Сергей Галкин подчеркнул, что крайне важна совместная межведомственная работа Министерство экономического развития РФ и Ростуризма.
В свою очередь Зарина Догузова сказала, что Ростуризм – ведомство, открытое к диалогу с рынком. Среди основных направлений его работы сейчас – выстраивание грамотной матрицы развития регионов, поскольку туристический потенциал распределен по стране неравномерно. Кроме того, необходимо анализировать мировые тренды, для того, чтобы понимать, что будет нужно через 3, 5, 10 лет.
Также внимание ведомства будет направлено на институализацию туристской среды, финансовые и нефинансовые меры поддержки регионов; визовые вопросы; маркетинг и глобальное продвижение России на мировом рынке. Сейчас создается большая маркетинговая стратегия, которая позволит продвигать страну.
Михаил Дегтярев рассказал о том, что идет работа над облегчением въезда в Россию иностранных туристов, в частности с помощью внедрения электронных виз. Очень хорошо зарекомендовал себя опыт с Fan ID, и он будет повторен в ходе ЧЕ 2020.
Екатерина Проничева назвала количество туристов, посетивших Москву за период проведения ЧМ-2018 – 4,5 млн. человек, которые оставили в бюджете города 14,8 млрд рублей. Кроме того, удалось развеять ряд негативных мифов как о стране в целом, так и о Москве. Появилось много гостей из Латинской Америки, которым интересна Россия, они буквально открыли ее для себя. Для закрепления успеха, по мнению спикера, нужно и важно участвовать в международных отраслевых выставках, показывая все возможности России как интересного направления для разного рода туризма.
Андрей Ермак рассказал, что в Калининграде скоро появится Музейный квартал, где будет 10 музеев, 10 отелей, порядка 20 ресторанов и кафе, много пешеходных зон, то есть все то, что позволит за короткий срок получить самое яркое впечатление от города. Особенно актуально это будет MICE-группам, которые, как правило, приезжают на короткий срок. Окончание строительства квартала планируется к 2024 году. А уже в июле этого в Калининграде будут введены электронные визы.
Вторая и третья сессии конференции были посвящены мнениям отельеров и цифровизации туризма соответственно.
Отельеры обсудили результаты сезона, извлеченные уроки и новые вызовы, а также итоги взаимодействия бизнеса и власти и тренды на оборудование отелей.
Константин Горяинов, вице-президент по операционной деятельности в России и странах СНГ, Interstate Hotels & Resorts отметил, что ЧМ-2018 имел колоссальное значение и он, безусловно, положительно скажется на турпотоке в Россию, но это не быстрый процесс, такие вещи, как правильно, имеют отложенный эффект. Сиюминутным такой успех быть не может. Впрочем, уже сейчас стало проще продвигать страну на внешних рынках.
Меняется и отельная инфраструктура страны, появляются новые гостиницы, приходят международные гостиничные цепочки, которых раньше не было на нашем рынке.
На третьей сессии обсудили плюсы и минусы цифровизации сферы путешествий, новые цифровые решения в помощь туристической отрасли, баланс между современными программами лояльности и агрегаторы и многое другое.
Леонид Мармер, генеральный директор, Amadeus в России назвал ряд важных тенденций в туризме в 2019 г.
По его словам, индивидуальный подход остается первоочередной задачей для всех сфер туристической отрасли.
Следующая тенденция вытекает из предыдущей - непрерывное развитие мультимедийного контента, включая NDC. В 2019 г. на сцену выйдет ряд новых решений, которые позволят авиакомпаниям и поставщикам туристических услуг предлагать и использовать NDC-контент. Ввиду появления различных источников и даже бизнес-моделей, для такого контента туристическим компаниям необходимо будет найти рычаги управления им для своих целей. Благодаря широкому выбору мультимедийного контента туристические компании будут располагать всеми средствами персонализации сервиса для каждого путешественника.
Еще одна тенденция - растущее количество корпоративных путешественников поколения Y. Согласно прогнозам Boston Consulting Group к 2020 г. на миллениалов будет приходиться почти 50 % туристических расходов. Эти цифры подчеркивают, насколько игрокам туристической отрасли необходимо научиться удовлетворять уникальные требования миллениалов, чтобы использовать этот источник потенциальной прибыли. По мере того как миллениалы становятся основными потребителями туристических услуг, отрасль должна приспосабливаться к новым запросам. Эта тенденция заложена в основу решений для делового туризма, таких как Amadeus cytric Travel & Expense.
Кроме того, всё более приоритетной для трэвел-менеджеров будет политика деловых поездок, в том числе относительно совмещения делового и развлекательного туризма, а также благополучия путешественников. По мере глобализации бизнес-моделей, деловой туризм продолжит набирать обороты.
Согласно данным GBTA к 2022 году компании потратят 1,7 триллиона долл. США на оплату командировок своих сотрудников по всему миру. С ростом делового туризма все большую роль будет играть совмещение работы и отдыха, поскольку сотрудники чаще будут использовать такую возможность в рамках командировок благодаря улучшенным политикам деловых поездок.
Кроме того, в 2019 году приоритетной задачей для трэвел-менеджеров будет благополучие бизнес-путешественников – их здоровье, удовлетворенность и продуктивность во время поездки. И это неспроста. По данным исследования, проведенного Amadeus и Lonergan в 2018 году, 44 % корпоративных путешественников готовы покинуть работу из-за неудовлетворительной политики деловых поездок, тогда как 50 % отметили, что политика деловых поездок компании повлияет на их выбор места работы.
Поскольку все больше компаний понимают важность использования политики деловых поездок как инструмента как для удержания, так и для привлечения сотрудников, можно ожидать,что трэвел-менеджеры и специалисты по набору персонала будут теснее сотрудничать, уделяя больше внимания благополучию путешественников.