В начале февраля в Москве, в ДК «Трехгорка», прошел международный форум, посвященный фестивальной индустрии - FestivalForum 2019.
Форум шел два дня, и за это время эксперты совместно с участниками форума обсудили самые актуальные вопросы фестивальной деятельности и охотно делились опытом.
Деловая программа началась с интересного образовательного блока про спонсорство, продюсирование и партнёрство фестивалей. Модератором блока выступила исполнительный директор НАОМ Юлия Жоля, которая отметила, что формат фестиваля становится все популярнее.
Своим опытом и трендами в спонсорстве фестивалей поделилась Евгения Мальцева, эксперт в области спонсорства, директор компании SPONSOR CONSULTING. Она отметила, что рынок спонсорства в России очень молод, ему порядка пяти лет.
«Мы сейчас живем в эпоху пост-диджитализации, у аудитории есть запрос на крафтовый контент и на офлайн-коммуникации. Крайне важна персонализация в подходе к организации фестиваля. Кроме того, сейчас к фестивалям предъявляются требования к устойчивому развитию. Другими словами, фестивали должны развивать территорию, на которой они проходят. Важно также делать акцент на геймификацию, что позволяет вовлечь аудиторию», - рассказала эксперт, описывая основные тренды.
Они понятны, если посмотреть на современную аудиторию фестивалей. Активную аудиторию, к которой обращаются спонсоры. Это поколение, выросшее в цифровой среде, индивидуалисты и люди, практикующие осознанное потребление.
Говоря об особенностях рынка спонсорства в России, Евгения Мальцева отметила недостаток информации в открытом пространстве, а также неготовность к диалогу со стороны брендов.
Кроме того, у нас есть кризис доверия, отсюда и неадекватная стоимость партнерских пакетов, и непрозрачность отношений и отсутствие согласованного этического кодекса.
Многие события проходят в регионах, и тут тоже есть нюансы. У многих брендов сократили бюджеты на спонсорство, потому что менеджеры на местах не смогли обосновать, как участие в событиях может повлиять на бизнес-задачи компании в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
При этом бренды крайне редко идут на открытый диалог с организаторами событий, чтобы объяснить, что им было бы интересно получить от спонсорства. Да и специалистов по спонсорству пока очень мало, но зато есть желание их растить.
У Евгении Мальцевой оказался и ответ на извечный русский вопрос «что делать»? По крайней мере, в 2019 г.
Елена Лащенко, генеральный директор и основатель Многопрофильной компании «Арт – Центр Плюс» рассказала о роли продюсера в организации фестиваля. Продюсер может быть автором, заказчиком и исполнителем. Эти роли могут по-разному комбинироваться. Например, он может совмещать в себе все три роли, или быть автором и исполнителем, выполняя задачу заказчика. А может быть просто исполнителем.
Наталья Шмелькова, координатор проектов и организатор фестивалей Ural Music Night, Ural Music Camp, «Старый Новый Рок» подчеркнула, что лучше всего партнерские пакеты продает первое лицо фестиваля. Во-первых, потому, что чаще всего это харизматичная личность, а во-вторых, потому что лучше него никто фестиваль не знает. Он сможет ответить буквально на любой вопрос потенциального спонсора.
Как правило, у фестиваля есть ценности и идеология. Продавать участие спонсорам можно и нужно через них, влюбляя потенциальных партнеров в свой проект, но для этого в проект нужно быть влюбленным самому. Кроме того, по словам Натальи Шмельковой, в общении со спонсорами очень помогают социологические исследования интересной вам (и им) аудитории.