Что общего между нашим прошлым, настоящим, будущим, деловыми поездками и утюгом? Ответ на этот вопрос теперь знают все участники очередного XI ACTE Moscow Executive Forum, который прошел в отеле Holiday Inn Sokolniki 28 марта 2019 года.
И грех таким знанием не поделиться. Ведь первый блок Форума как раз и был посвящен прошлому и будущему индустрии делового туризма. Модератором блока выступил основатель Raketa.Travel Анатолий Курюмов. Разговор о будущем он начал, держа в руках утюг. Почему? Да потому что за последние 100 лет этот девайс не сильно изменился, разве что на вид, а функционал остался прежним. Если совсем обобщить, можно сказать, что изменилась его скорость. Как и скорость нашей жизни в принципе. Он привел и обратный пример, пример трансформации чернильных перьев (а они, напомним, были весьма актуальны еще в середине прошлого века) до голосового набора текста.
«По прогнозам, к 2030 году мы перестанем понимать, как работают роботы. Жизнь изменится и нам нужно быть к этому готовыми», отметил Анатолий.
О том, что изменилось за последние 10 лет в профессии тревел-менеджера, рассказала Екатерина Ларина, руководитель по организации деловых поездок ПАО «ВымпелКом».
Прежде всего, изменилось отношение к профессии, это уже не просто саппорт, это менеджмент, поскольку в компании пришло понимание важности управления командировками. Изменились и усложнились запросы от внутреннего клиента, что позволяет трэвел-менеджеру постоянно расти и развиваться. Кроме того, на формирование и изменение функционала трэвел-менеджера очень повлияла оптимизация и автоматизация процессов в индустрии.
Об эволюции технологий говорила и Марина Мизяева, руководитель отдела закупок, Россия и СНГ, Bayer. За десять лет технологии изменились кардинально – на смену телефонам, факсам и горам бумаги по любому случаю пришли интеграционные системы и онлайн-инструменты. Теперь не нужно иметь на столе огромный талмуд с трэвел-политикой, все «зашито» в online booking tool. Сотрудникам стало в разы проще бронировать командировки, а бухгалтерии и финансовому департаменту – собирать отчеты, благо все автоматизировано. Автоматизированная передача данных избавляет от многих ошибок и опечаток, значит и от лишних издержек. Марина отметила, что если десять лет назад к ТМС относились как к билетной кассе, то теперь это трэвел-партнер, бизнес-консультант и аудитор.
«Не бойтесь изменений, главное – надежный партнер», призвала спикер собравшихся в финале своего выступления.
О том, как изменилась ситуация в области compliance и информационной безопасности за последние 10 лет, рассказал Андрей Воронин, CEO, ATH American Express GBT.
Десять лет назад в России в принципе мало кто знал, что такое compliance, и до сих пор нет полноценного русского аналога этому слову. Compliance – это соблюдение всех внешних законодательных норм, а также внутренних правил компании. Другими словами, речь тут идет о безопасности. Ведь ТМС хранит массу персональных данных – прежде всего, паспортные и банковые, а также информацию о имуществе (для виз), данные о поездках. А что если это все окажется в руках мошенников? Считается, что трэвел-индустрия находится на втором месте по привлекательности для кибер-преступников.
У compliance в business travel есть 4 основных постулата: антикоррупционная политика, безопасность данных, компьютерная безопасность, проверка поставщиков.
Что касается финансовой безопасности, то тут Андрей Воронин порекомендовал внедрить стандарт PCI DSS – Payment Card Industry Data Security Standart. Это стандарт безопасности данных индустрии платежных карт, разработанный Советом по безопасности Visa, MasterCard, American Express, JCB и Discover. Этот стандарт покрывает прием и передачу, обработку и хранение данных карт.
Андрей Воронин отметил, что для иностранных компания требования по compliance – это главное, без соответствия этим стандартам ни цены, ни сервис не спасут, и поставщиком вас не выберут. Российские компании только начинают погружаться в эту тему.
«Не ждите пожара, включите требования по compliance в ваши тендерные задания. Проверьте текущих поставщиков на соответствие требованиям PCI DSS и ФЗ «О защите персональных данных» №152-ФЗ», - сказал Андрей Воронин.
Юлия Мануйлова, CEO, CITY travel management software рассказала о современной ERP -системе ТМС как неотъемлемой части пирамиды ценностей корпоративных клиентов.
Прежде всего, Юлия отметила, что скорость нашей жизни так высока, что понятие «прошлое» сильно изменилось. Для кого-то это бумажные авиабилеты, а для кого-то отсутствие машинного обучения.
Юлия Мануйлова показала пирамиду ценностей В2В клиентов. В ее основе лежат базовые ценности (соответствие техническим требованиям, приемлемая цена, соблюдение законов и этических норм), затем идут функциональные ценности (сокращение издержек, качество продукта, масштабируемость, инновации), следом – легкость ведения бизнеса (экономия времени, оперативность и профессионализм), потом индивидуальные ценности (дизайн и эстетика, рост и развитие, приятные бонусы), а венчают пирамиду мотивационные ценности (социальная ответственность и видение будущего).
И вот что интересно, в эпоху цифровой трансформации к блоку «Легкость ведения бизнеса» добавляется еще ряд критериев. Это – API-интеграция, упрощение бизнес-процессов, технологичность (продукт + ERP-system).
Если посмотреть, на что направлены самые значимые улучшения технологий в любой индустрии, то окажется, что это продукт (в нашем случае это выражается в OBT и API-интеграции) и управление внутренними цепочками, т.е. ERP-System.
Юлия Мануйлова рассказала об опыте своей компании по внедрению технологий, которые полностью автоматизируют процесс сбора и подготовки документов для командировок, а показала своего «виртуального двойника» для управления бизнес-процессами в компании. Точно также можно создать виртуальный цифровой двойник предприятия: все бизнес-процессы моделируются на центральном компьютере, информация о них собирается с помощью датчиков. И если где-то сбой, его сразу видно и можно быстро устранить.
Эта тема уже ближе к технологиям искусственного интеллекта, о котором речь шла в следующем блоке, а мы расскажем об этом следующей статье.
Александра Загер
Фотография предоставлена Российской ассоциацией бизнес-туризма