Мы продолжаем серию колонок от ведущих специалистов нашей отрасли. На этот раз в рубрике «Личный опыт» коммерческий директор «Интураэро» Глеб Барон объясняет, что такое NDC, как с ним работать и зачем это нужно рынку.
NDC расшифровывается как New Distribution Capability что можно перевести как «Новые дистибьюционные возможности»
Сразу оговорюсь, что буду рассматривать данный механизм не с точки зрения IT-технологий, которые важны, но интересны довольно узкому кругу лиц. Нас же, скорее, будет интересовать как данная технология может повлиять на текущих игроков рынка, текущую систему дистрибьюции и какие новые возможности она дает участникам индустрии.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, как устроено управление ресурсами авиакомпаний и дистрибьюцией продаж сейчас. На данный момент эти функции выполняют GDS (Глобальные дистрибьюционные системы). По сути их три - GALILEO, AMADEUS, SABRE. Также существуют локальные дистрибьюционные системы на региональных рынках. Например, в России это «Сирена». Как правило такие системы в основном работают с локальными перевозчиками, хотя и не всегда. Физически GDS - это огромные хранилища информации. Они выполняют две основные функции:
Первую функцию мы пока рассматривать не будем.
Стоит отметить, что описанная система дистрибьюции существует без принципиальных изменений с 1960-х годов, когда впервые появилась система Sabre. Однако, при всех плюсах у этой схемы есть и свои недостатки. Самый главным недостатком является то, что это не прямой канал продаж. Кроме этого, через системы передается ограниченный объем данных (наличие мест, класс и т.д.). Такая схема не позволяет авиакомпании делать выводы о приоритетах пассажиров, предлагать им специальные предложения, особенно по дополнительному сервису.
Теперь определимся, что же такое NDC, чем он является и не является. NDC – это не программная среда, не протокол обмена и даже не технология. NDC – это стандарт передачи данных. Он основан на известной технологии XML, которая сама по себе не является новой, и регламентирует стандарт передачи данных напрямую от авиакомпании в систему TMC (Travel Management Company). Данный стандарт утвержден IATA, и, хотя он не является обязательным, предполагается, что он получит большое распространение из-за своего удобства.
Итак, чем же механизм работы через NDC принципиально отличается от работы через GDS? Идеологически работа по данному стандарту стала продолжением продаж авиакомпаний через свои сайты. Начав это делать, компании смогли собирать больше информации о предпочтениях клиентов, предлагать больше сервисов и т.д.
Работа через NDC предполагает прямую передачу контента авиакомпании в систему ТМС, что делает схему дистрибьюции прямым каналом продаж.
Это в свою очередь позволяет:
Все это создает возможность для участников рынка (авиакомпаний, агентств, клиентов) организовать более персонифицированный процесс продажи, сделать его более прозрачным, предлагать клиенту более широкий спектр продуктов, и сократить расходы на дистрибьюцию.