Япония становится все более востребованным MICE-направлением у российских деловых туристов. Это связано и с облегчением визового режима, и со всё более тесными деловыми контактами между нашими станами, и тем несомненным WOW-эффектом, который может обеспечить Япония.
Мы поговорили с директором московского представительства японского офиса по туризму (JNTO) госпожой Айри Мотокура и обсудили самые популярные MICE-регионы страны, особенности приема японских деловых путешественников, а также нестандартные площадки, и даже время, самое благоприятное для деловых поездок в Японию.
Какие регионы Японии наиболее популярны в качестве MICE-направлений среди российских деловых туристов?
Как правило, это крупные города, прежде всего — Токио, Осака, Кобе. Кстати, там, в Кобе есть большой конференц-центр, и там расположены офисы многих японских компаний.
Какие советы вы бы дали деловым путешественникам из России, которые впервые едут в Японию? И что вы можете посоветовать японским деловым путешественникам, отправляющимся в Россию?
Если речь идет о деловых поездках, значит, планируются переговоры или встречи с японскими партнёрами. Обязательно нужно быть пунктуальными, желательно приходить минут на пять пораньше. Если вдруг вы опаздываете больше, чем на 10 минут, нужно обязательно позвонить и предупредить. В Японии не такие пробки, как здесь, и гораздо проще рассчитать время.
В Японии визитку подают строго определённым образом — двумя руками, и таким образом, чтобы человеку удобно было прочитать имя. Желательно еще чуть поклониться при этом. Без визиток приходить не принято, это считается дурным тоном.
Японским путешественникам я посоветовала бы помнить о московских пробках, и путь рассчитывать не по километрам, а по времени. Если от аэропорта до офиса, условно, 30 км, это не значит, что вы их проедете за полчаса.
Что нужно учесть регионам России в плане японского менталитета, чтобы достойно принимать японские MICE-группы? Возможно, стоит обратить внимание на предпочтения в еде или какие-то иные особенности?
Если речь идет о приёме туристических групп, особенно где много семейных пар среднего возраста и выше, то, как правило, они предпочитают номера с двумя раздельными кроватями.
Если приезжает группа деловых туристов, их стараются селить по одному. В Японии трепетно относятся к личным границам, и жить в одном номере с коллегой не принято.
Что касается питания, то лучше всего предложить местные специалитеты или блюда, которые в Японии ассоциируются с Россией — борщ, пирожки и бефстроганов. Считается, что и в России не была, если борща не едал (смеется).
Гостям интересно пробовать русскую кухню, а вот местную японскую они обычно не жалуют.
Какие интересные площадки в Токио и в целом в Японии вы могли бы порекомендовать российским группам? Есть ли среди них необычные?
Площадок очень много, все зависит от целей мероприятия и количества участников. Есть, разумеется, и конгресс-центры, и конференц-площадки в отелях. Если говорить о нестандартных местах, то вот, например Государственный Гостевой дом в Токио, подойдёт для официальных приемов и презентаций.
Если хочется чего-то аутентичного, можно провести мероприятие в саду Хаппо-эн в Токио, там есть Чайный дом для организации банкета или чайной церемонии, а в саду можно погулять и устроить фотосессию.
Также для аутентичного ивента подойдёт Shokeikaku — бывшая резиденция клана Датэ (г.Сендай).
На Окинаве есть пещера Café Valley of Gangala. Окинава — самый южный остров Японии с субтропическим климатом, там красивые пляжи и интересные пещеры, где можно организовать мероприятие.
А на севере в олимпийском Саппоро есть Лыжный трамплин Окураяма, там тоже можно делать интересные мероприятия. Там есть помещение для проведения банкетов и приемов.
Центральный общественный зал г. Осака — это здание ретро-стиля 1890-х годов постройки, оно нетипично японское, и тем тоже интересно.
Kotoden — это электрическая железная дорога Такамацу-Kotohira также может стать площадкой для мероприятия и одним своим видом обеспечить wow-эффект.
Для масштабных событий подойдет стадион Сумо Кокугикан в Токио.
С любой страной есть свои культурные ассоциации. В Японии это красивые гейши, таинственные нинзя, театр кабуки, аниме и т. д. Можно ли организовать мастер-классы и тимбилдинги, основанные на этих традициях?
Да, конечно. Есть мастер-классы по надеванию кимоно (это не так просто), по чайным церемониям. В Токио есть даже мастер-класс по мечам, по мотивам знаменитого фильма Квентина Тарантино «Убить Билла».
Можно отправиться в тур за кулисы театра Кабуки в Осаке. Там вам покажут, как делать грим, как двигается актер театра Кабуки.
Какой период времени вы бы порекомендовали как наиболее благоприятный с точки зрения поездок MICE-групп в Японию?
Самая комфортная погода весной и осенью — не жарко, много ярких красок, весной в Японии цвете сакура и это безумно красиво, а осенью — клены и вся страна становится багряно-золотой.
Но, надо учитывать, что весна, особенно период цветения сакуры — это пик сезона, масса народу, цены на проживание и перелет самые высокие.
Для оптимизации трэвел-бюджета лучше всего ехать в Японию зимой, в январе и феврале. Зима в Японии мягкая, температура примерно 10 градусов тепла и это самое сухое время года. Зимой самый низкий тариф на авиаперевозки и отели, и народу гораздо меньше.
Путешествуете ли вы по России? Есть ли у вас тут любимые места?
Конечно, это Санкт-Петербург, удивительно красивый город. А также люблю Золотое кольцо и особенно Суздаль, сказочное место.
Каковы ваши ожидания от участия в Superworkshop BE IN RUSSIA TOP 100 и Всероссийском Дне MICE 10 октября?
Российский рынок делового туризма и MICE пока не очень хорошо знаком с возможностями Японии, мы очень хотим рассказать об этом, развеять мифы о том, что поездка в Японию это сложно и дорого. Мы надеемся, что участие в этом мероприятии поможет нам найти партнеров, вместе с которыми мы раскроем потенциал Японии в том числе и как направления для деловых поездок.
Фото: Наталья Панферова