ACTE Moscow Executive Forum каждый раз предлагает всё новые форматы общения и работы. На прошедшем недавно XI Форуме участникам было предложено выпить свой послеобеденный кофе с пользой и обсудить 8 важных тем на рынке, выбирать стол предлагалось по интересам.
За одним столом обсуждалось, как завоевать сердце клиента; за другим – вопрос, почему сотрудники ТМС должны быть вашим главным критерием тендера и почему это важнее технологий и цен; за третьим - неидеальный трансфер; за четвертым – как не ударить в грязь лицом при переговорах с китайцами и т.д.
Но, пожалуй, одна из самых важных тем звучала так: что важнее – люди или экономия трэвел-бюджета. Модератором этого обсуждения была Вера Челенк, руководитель административного отдела BNP Paribas банк.
Очевидно, что без людей, хорошо мотивированных и вовлеченных в деятельность компании, любой бизнес обречен на провал. Команда решает если не все, то очень многое. При этом ситуации, когда на командировках компании стараются максимально сэкономить, не думая о том, как это отразится на качестве работы, все еще довольно часты.
За столом собрались в основном представители корпоративных заказчиков и первый вопрос, который собравшимся задала Вера, звучал так: что такое командировка для сотрудника? Что она ему даёт?
Ответы получились очень разными. Кто-то отметил, что для сотрудников это стресс, поскольку вынуждает выходить из зоны комфорта (нужно ехать в другое место, иногда ночью, говорить на иностранном языке и т.д.). Одна из участниц даже процитировала жалобу своего коллеги, мол, оставил в командировках здоровье. Однако были и более позитивные ответы. Командировка позволяют человеку развиваться, расширять горизонты и избегать рутины. Впрочем, последнее зависит от интенсивности командировок. А отношение к ним, как выяснилось в ходе дискуссии, очень зависит от содержания работы в целом и задач в поездке в частности. Сравните: поездки по Европе на переговоры или осмотры локаций или инспекционные поездки куда-нибудь в Когалым. Интересы бизнеса есть и там, и там.
Следующий вопрос Веры вполне логично вытекал из предыдущего. Бюджет корпоративного трэвела – это чистые затраты или инвестиции?
После весьма оживленного обсуждения оказалось, что по сути это всегда инвестиция. Если человек едет на тренинг – он привезет оттуда знания, которые потом так или иначе помогут компании; если он едет на выставку или конференцию, вполне возможно, что потом появятся новые клиенты и партнеры; если это инженер или технический специалист, который едет обслуживать оборудование, то это может помочь компании избежать гораздо больших проблем и затрат. И так практически по каждому пункту.
Если рассматривать командировки с этой точки зрения, то можно и KPI от них достаточно легко посчитать.
Однако в делопроизводстве и бухгалтерском учёте расходы на командировки всегда ложатся в графу «затраты». Именно поэтому зачастую их первыми и просят сократить.
Обсуждали и не теряющий популярности тренд bleisure – совмещение командировки и короткого отдыха. Чем хорош этот тренд? Кто хорошо отдыхает, тот хорошо работает, набравшись сил, человек может принести компании намного больше пользы. В случае, если человек хочет чуть продлить свое пребывание в том месте, куда он едет в командировку, он наверняка очень заранее побеспокоится о билетах и будет выбрать отель куда более разумно, ведь разницу между днями командировки и отдыха ему нужно будет оплатить самому. Что, в свою очередь, приведет к экономии трэвел-бюджета компании.
Экономить можно по-разному. И если по ряду причин компания должна снизить затраты, то желательно найти возможность как-то компенсировать сотрудникам потерянный комфорт. Например, предложить бесплатно пользоваться услугами прачечной в отелях, пользоваться бонусными корпоративными программами и специальными тарифами и при бронировании отпуска и т.д.
Что касается оборотной стороны медали и опасности «разбаловать» сотрудников, то этого можно избежать путем строгого следования положениям трэвел-политики.
Фотография предоставлена Российской ассоциацией бизнес-туризма.